психосоматика у ребенка болит живот

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

ПСИХОСОМАТИКА У ДЕТЕЙ!

Психосоматика это направление в психологии и медицине. Рассматривает человеческие болезни, как защитную реакцию организма на эмоциональные переживания. Родители всегда заботятся и переживают за своих детей. Но часто не понимают, что сами виноваты в заболевании ребенка. Давайте разберемся в этом вопросе. Ваши дети очень часто болеют и у них слабый иммунитет, или что еще хуже болеют с рождения. Прежде чем бегать по врачам, перелопачивать интернет. Остановитесь родители, подумайте и присмотритесь к себе. А как у вас самих со здоровьем, эмоциями, переживаниями. Как вы сами относитесь к болезням. Может вы , склонны драматизировать ситуацию, накручивать себя при малейших симптомах или же приписывать себе и своим детям, то чего у них нет. Особенно надо бороться с такой фразой: он у меня такой болезненный. Вы живете в постоянном страхе за своего ребенка и он болеет. Сейчас очень много разных источников информации, которые к сожалению иногда людям не на пользу. Она сбивает с пути. А что нужно делать? Родитель должен уметь видеть и слышать своего ребенка объективно. Что это значит? Не слепо действовать по указке врачей и режима, параметров взросления. А знать свой график ребенка, его особенности и потребности. А не слепо идти по книгам и рекомендациям врачей. Боже упаси ,я не учу вас отказываться от их помощи. Я просто призываю быть внимательными к своим детям.

Рассмотрим основные психосоматические заболевания у детей и причины их проявлений.

Сначала рассмотрим возрастные стадии:

1 стадия — оральная (до 1 года). Эрогенная зона — слизистая рта и губ. Удовольствие от еды, сосание пальца приводит к удовлетворению. Могут формироваться ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым.

2стадия — анальная (1—3 года). Эрогенная зона — слизистая кишечника. Ребенок приучается к опрятности, учится соблюдать нормы общества. Формируется— совесть, внутренняя цензура. Развиваются аккуратность, накопительство, пунктуальность, скрытность, агрессивность.

3стадия — фаллическая (3—5 лет). Пассивная сексуальная стадия, когда сексуальность направляется не только на себя, но и на близких взрослых: у мальчиков развивается привязанность к матери (эдипов комплекс), у девочек — к отцу (комплекс Электры). Зарождаются самонаблюдение, благоразумие.

4стадия — латентная (5—12 лет). Детские сексуальные переживания вытесняются интересом к школе, общению с друзьями.

5стадия — генитальная (12—18 лет). Биологическое «Оно» усиливает активность. Подростки борются с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.

Выделяются такие психосоматические расстройства у детей : нарушение аппетита, тошнота, рвота, боли в животе, поносы, запоры, аллергии, кожный зуд, навязчивый кашель, энурез, боли в сердце, тики, болезни органов дыхания, заикания. Теперь поговорим о причинах и возникновениях этих болезней. В отличие от нас, взрослых, ребенок не всегда может помочь себе сам. И не всегда понять и описать свое эмоциональное состояние. Их тоже много вещей беспокоит, а еще больше они просто не в состоянии понять и объяснить. И мы не всегда придаем значение, то что для нас мелочь, а для ребенка уже стресс и катастрофа. У него нет еще личностного опыта. Объяснять маленькому ребенку сложно, но это нужно. А еще ему просто необходимо чувство стабильности, защищенности и постоянства. Рано или поздно неудовлетворенность потребностей выливается в болезни. Ребенок подсознательно запускает механизмы возникновения болезни. Дети очень быстро понимают ситуацию с болезнью. Когда они болеют, то мама рядом, уделяет внимание, нет стрессов и конфликтов. Часто ребенок болеет, когда дома или в садике, или в школе возникают конфликтные ситуации. Бывает так, когда ребенок идет в садик, то у него утром рвота или понос. Значит что то уже не так и эта ситуация требует вашего внимания. Причиной болезни, так же может стать гиперопека родителей, чрезмерное внимание и отсутствие самостоятельных действий ребенка. Родители все решают и делают за него. Тем самым у ребенка возникает внутренний конфликт, а затем болезнь. Как правило- это болезни органов дыхания и кашель. Кашель это ребенок хочет привлечь к себе внимание, его протест против ваших каких- то действий. Когда вы лишаете ребенка самостоятельности. Бронхиты: нервная обстановка в семье, скандалы, споры. Приведу пример из жизни. Девочка двух лет заболела воспалением легких и попала в больницу, а до этого был бронхит, хотя девочка не болела и не было симптомов. Ситуация в семье была такая, разводились родители и мама вышла второй раз замуж, в семье была напряженная обстановка. Потом мама с девочкой переехала ко второму мужчине. У ребенка не было времени перестроится, плюс мама в стрессе и на нервах, и ребенок заболел. Сначала лечили дома, но ничего не помогло, потом легли в больницу. Где ребенок лежал с мамой и после выписки, еще дома в течение месяца провела с мамой. Ситуация для девочки была осложнена еще тем, что в этот период она пошла в садик, а тут и еще развод родителей. Две тяжелые ситуации для психики ребенка. И так как в таком возрасте тяжело сказать, что беспокоит, то девочка заболела. После выписки из больницы ситуация в семье урегулировалась, мама была дома и девочка постепенно полностью восстановилась.

Болезни горла: отсутствие творчества общения, неспособность постоять за себя, попросить, высказать свое мнение.

Астма- родители душат своим вниманием, заботой, запреты, ребенок не может проявить свою самостоятельность.

Болезни ушей- не желание слышать ругань, скандалы, ссоры.

Боли в животе, ребенок чего то боится. Проблемы с кожей, высыпания, говорят о чувствах, ребенок устанавливает дистанцию, между вами и собой.

Энурез- Отсутствие ночного контроля может свидетельствовать о том, что днем — контроль чрезмерный, поэтому ночью, когда контроль слабеет, сил для сдерживания уже не остается.

Эта тревога вызвана желанием угодить человеку, олицетворяющему для ребенка власть (отец, мать, бабушка и т.д), боязнь сделать «что-то не так».

Как же помочь детям? Прежде всего , надо помнить, что «лечить» нужно всех членов семьи. Это налаженные взаимоотношения, отсутствие страха у ребенка быть не таким, и что он все делает не так и он плохой. Часто дети винят себя в конфликтах между родителей. Поддержание самооценки детей, хороший климат в семье, понятные требования родителей, их последовательность, любовь и поддержка. Уважение личного пространства и времени ребенка. Вот основные методы лечения психосоматических заболеваний у детей. Будьте здоровы и счастливы!

Источник: http://www.b17.ru/article/psihosomatika_u_detey/

Довольно часто родители сталкиваются с тем, что ни врачам, ни диагностам не удается установить истинную причину болезни ребенка. Другая ситуация — длительное лечение, которое не приводит к выздоровлению. Доктора говорят, что «это хроническое», и выписывают очередной рецепт на таблетки или уколы. Прервать замкнутый круг может психосоматическая медицина, которая позволит установить истинные глубинные причины недуга и подскажет, как ребенка вылечить.

Что это такое

Психосоматика — это направление в медицине, которое рассматривает связь души и тела, влияние психических и психологических факторов на развитие тех или иных болезней. Многие великие врачи описывали эту связь, утверждая, что у каждого физического недуга есть психологическая первопричина. Да и сегодня многие практикующие врачи уверены, что на процесс выздоровления, к примеру, после хирургической операции, напрямую влияет настроение больного, его вера в лучший исход, его состояние духа.

Наиболее активно эта связь начала изучаться врачами еще в начале XIX века, большой вклад в это изучение внесли в середине XX века врачи из США, России, Израиля. О психосоматическом заболевании сегодня доктора говорят в том случае, если подробное обследование ребенка не показало каких-либо физических причин, которые могли бы способствовать развитию его заболевания. Причин нет, а болезнь есть. С точки зрения психосоматики, рассматривают и неэффективное лечение. Если все назначения врача выполняются, препараты принимаются, а болезнь не отступает, то это тоже может быть свидетельством ее психосоматического происхождения.

Специалисты-психосоматы рассматривают любую болезнь, даже острую, с точки зрения прямой связи между душой и телом. Они считают, что у человека есть все необходимое для того, чтобы выздороветь, главное — осознать глубинные причины недуга и принять меры к их устранению. Если выразить эту мысль в одной фразе, то получится знакомое всем утверждение – «Все болезни от нервов».

Психосоматика основывается на нескольких важных принципах, которые обязательно должны знать родители, если они решили искать истинные причины болезни своего ребенка:

  • Негативные мысли, тревога, депрессия, страхи, если они довольно продолжительные или глубоко «спрятанные» всегда приводят к возникновению тех или иных физических болезней. Если изменить образ мышления, установки, то болезнь, которая не «поддавалась» медикаментам, уйдет.
  • Если причина найдена верно, то излечение труда не составит.

  • Человеческий организм в целом, как и каждая его клетка, имеет свойство самовосстанавливаться, регенерировать. Если позволить организму это делать, то процесс выздоровления будет более быстрым.
  • Любая болезнь у ребенка говорит о том, что малыш не может быть самим собой, что он испытывает внутренний конфликт. Если ситуацию разрешить, болезнь отступит.

Кто наиболее подвержен психосоматическим заболеваниям?

Ответ на этот вопрос однозначен — любой ребенок любого возраста и пола. Однако наиболее часто болезни имеют психосоматические причины у деток, которые находятся в периодах возрастных кризисов (в 1 год, в 3 года, в 7 лет в 13-17 лет). Воображение у всех детей очень яркое и реалистичное, порой у малышей стирается грань между вымышленным и реальным. Кому из родителей не приходилось хоть раз замечать, что ребенок, который очень не хочет по утрам идти в садик, чаще болеет? А все потому, что болезнь он создает сам, она необходима ему, чтобы не делать то, чего так не хочется — не идти в детский сад.

Болезнь нужна, как способ обратить на себя внимание, если его в семье уделяется мало, ведь с больным ребенком общаются больше, чем со здоровым, его окружают заботой и даже подарками. Заболевание у детей часто является защитным механизмом в пугающих и неопределенных ситуациях, а также способом выразить свой протест, если в семье долгое время царит обстановка, в которой малышу неуютно. Многие родители, пережившие развод, прекрасно знают, что в пик переживаний и семейной драмы ребенок «так не вовремя» начал болеть. Все это — лишь самые элементарные примеры действия психосоматики. Есть и более сложные, глубинные и запрятанные далеко в подсознание малыша причины.

Прежде чем их искать, нужно обратить внимание на индивидуальные качества ребенка, на его характер, на манеру его реагирования на стрессовые ситуации.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  еда при болях в животе у детей

Наиболее серьезные и хронические заболевания случаются у детей, которые:

  • не умеют справляться со стрессом;
  • мало общаются с родителями и окружающими о своих личных проблемах и переживаниях;
  • находятся в пессимистичном настроении, всегда ждут неприятной ситуации или подвоха;
  • находятся под влиянием тотального и постоянного родительского контроля;

  • не умеют радоваться, не умеют готовить для других сюрпризы и подарки, дарить радость другим;
  • боятся не соответствовать завышенным требованиям, которые предъявляют к ним родители и педагоги или воспитатели;
  • не могут соблюдать режим дня, не высыпаются или плохо питаются;
  • болезненно и сильно принимают во внимание чужое мнение;
  • не любят расставаться с прошлым, выбрасывать старые сломанные игрушки, заводить новых друзей, переезжать на новое место жительства;
  • склонны к частым депрессиям.

Понятно, что по отдельности каждый перечисленный фактор случается время от времени с каждым человеком. На развитие болезни же влияет продолжительность эмоции или переживания, а потому опасна долгая депрессия, а не одноразовая апатия, опасен длительный страх, а не минутное состояние. Любая негативная эмоция или установка, если она длится достаточно долго, способна вызвать определенное заболевание.

Как найти причину

Все без исключения болезни, по утверждениям известных мировых психосоматов (Луизы Хей, Лиз Бурбо и других), строятся на пяти основных ярких эмоциях:

Рассматривать их нужно в трех проекциях — как ребенок видит себя (самооценка), как ребенок видит окружающий мир (отношение к событиям, явлениям, ценности), как ребенок взаимодействует с другими людьми (наличие конфликтов, в том числе и скрытых). Нужно установить доверительные отношения с ребенком, постараться вместе с ним выяснить, что же его волнует и тревожит, что огорчает, есть ли люди, которых он не любит, чего он боится. Помочь в этом могут детские психологи, врачи-психотерапевты. Как только обрисуется приблизительный круг эмоций ребенка, можно приступать к прорабатыванию глубинных причин.

Некоторые популярные авторы (та же Луиза Хей) составили психосоматические таблицы, чтобы облегчить задачу. В них указаны заболевания и наиболее распространенные причины их возникновения. Однако слепо доверять таким таблицам нельзя, ведь они довольно усредненные, составленные зачастую при наблюдении за небольшой группой людей со сходными симптомами и душевными переживаниями. Таблицы не учитывают личности и индивидуальности вашего ребенка, а это очень важный момент. Поэтому с таблицами желательно ознакомиться, но анализ ситуации лучше провести самостоятельно или обратиться к специалисту в области психосоматики — сейчас и такие есть.

Следует понимать, что если болезнь уже проявилась, она очевидна, то путь пройден очень большой — от мысли до эмоции, от создания ошибочных установок до превращения этих установок в неправильный образ мышления. А потому процесс поиска может быть достаточно долгим. После того как причина будет найдена, придется поработать надо всеми изменениями, которые она вызвала в организме — это и будет процесс лечения. О том, что причина найдена правильно и процесс излечения начался, будет свидетельствовать улучшение общего состояния, снижение симптоматики. Родители практически сразу обратят внимание на позитивные изменения в самочувствии малыша.

Развитие заболевания

Нужно понимать, что сама по себе мысль не вызывает приступ аппендицита или появление аллергии. Но мысль дает импульс к мышечному сокращению. Эта связь понятна всем — головной мозг дает команды мышцам, приводя их в движение. Если у ребенка внутренний конфликт, то одна мысль будет говорить ему «действуй» и мышцы будут приводиться в готовность. А другая (конфликтующая) эмоция будет говорить «не надо так делать» и мышца застынет в состоянии готовности, не совершая движения, но и не возвращаясь в исходное спокойное состояние.

Этот механизм достаточно примитивно может объяснить, почему формируется заболевание. Речь идет не только о мышцах рук, ног, спины, но и о маленьких и глубоких мышцах внутренних органов. На клеточном уровне при длительном таком спазме, который практически не ощущается, начинаются метаболические изменения. Постепенно напряжение передается и соседним мышцам, сухожилиям, связкам, и при достаточном накоплении наступает момент, когда самый слабый орган не выдерживает и перестает функционировать так как положено.

Мозг «сигнализирует» не только мышцам, но и железам внутренней секреции. Известно, что испуг или внезапная радость вызывают усиление выработки надпочечниками адреналина. Таким же образом и другие эмоции влияют на баланс гормонов и секреторных жидкостей в организме. При дисбалансе, который неизбежен при длительном воздействии на определенный орган, начинается болезнь.

Если ребенок не умеет «сбрасывать» эмоции, а только накапливает их, не высказывая, не делясь своими мыслями с окружающими, скрывая от них свои настоящие переживания, боясь быть непонятым, наказанным, осужденным, то напряжение доходит до определенной точки, и выбрасывается в виде болезни, ведь выход энергии нужен в любом виде. Очень убедительно выглядит такой довод — два ребенка, которые живут в одном городе, в одной и той же экологической обстановке, которые питаются одинаково, имеют одинаковый пол и возраст, не имеют врожденных болезней, болеют почем-то по-разному. Один за сезон ОРВИ переболеет до десяти раз, а другой не заболеет ни разу.

Таким образом, влияние экологии, образа жизни, питания, состояния иммунитета — не единственное, что влияет на заболеваемость. Ребенок с психологическими проблемами заболеет несколько раз в году, а малыш без таковых проблем — не заболеет ни разу. Не совсем очевидной пока для исследователей является психосоматическая картина врожденных заболеваний. Но большинство специалистов в области психосоматики рассматривают такие недуги, как следствие неправильных установок и мыслей женщины во время беременности и даже задолго до ее наступления. В первую очередь важно понимать, как именно женщина воспринимала детей до беременности, какие эмоции у нее вызывал плод во время беременности, а также как она в это время относилась к отцу ребенка.

У гармоничных пар, которые обоюдно любят и ждут своего малыша, гораздо реже дети страдают врожденными заболеваниями, чем в семьях, где мама испытывала неприятие папиных слов и поступков, если регулярно задумывалась о том, что и беременеть-то вовсе не стоило. Мало кто из мам, воспитывающих детей-инвалидов, детей с тяжелыми врожденными недугами готовы признаться даже самими себе, что были и негативные мысли, и скрытые конфликты, и страхи, и неприятие плода в некоторые моменты, может, даже были мысли об аборте. Вдвойне трудно потом осознать, что ребенок болен из-за ошибок взрослых. Но помочь облегчить его состояние, улучшить качество жизни мама все-таки может, если наберется мужества проработать глубинные причины заболевания малыша.

Возможные причины некоторых заболеваний

Как уже говорилось, причины следует рассматривать только с учетом характера и особенностей данного конкретного ребенка, его семейной обстановки, отношений между родителями и малышом, и других факторов, которые могут оказывать влияние на психику и эмоциональное состояние ребенка. Мы же приведем лишь несколько диагнозов, наиболее изученных психосоматическим направлением медицины с возможными причинами их возникновения: (для описания использованы данные нескольких диагностических таблиц — Л. Хей, В. Синельникова, В. Жикаренцева):

Достаточно часто аденоидит развивается у детей, которые чувствуют себя нежеланными (подсознательно). Маме стоит вспомнить, не испытывала ли она желания сделать аборт, не было ли разочарования после родов, послеродовой депрессии. Аденоидами ребенок «просит» любви и внимания, а также призывает родителей отказаться от конфликтов и ссор. Чтобы помочь малышу, нужно изменить отношение к нему, удовлетворять его потребности в любви, разрешить конфликты со второй половиной.

Лечебная установка: «Мой малыш желанный, любимый, он всегда был нам необходим».

Наиболее вероятной причиной аутизма считается защитная реакция, которую включил малыш в какой-то момент, чтобы «закрыться» от скандала, криков, оскорблений, побоев. Исследователи полагают, что риск развития аутизма выше в том случае, если ребенок становится свидетелем сильных скандалов родителей с возможным применением насилия в возрасте до 8-10 месяцев. Врожденный аутизм, который медики связывают с генной мутацией, с точки зрения психосоматики, является длительным ощущением опасности у мамы, возможно с самого ее детства, страхи во время беременности.

Атопический дерматит

Как и большинство заболеваний, которые имеют то или иное отношение к аллергии, атопический дерматит — это неприятие чего-либо. Чем сильнее ребенок кого-то или что-то не хочет принимать, тем сильнее проявления аллергической реакции. У грудничка атопический дерматит может быть сигналом того, что ему неприятны прикосновения взрослого (если его берут слишком холодными или мокрыми руками, если от человека при этом исходит резкий и неприятный малышу запах). Кроха таким образом просит не трогать его. Лечебная установка: «Малыш находится в безопасности, ему ничего не угрожает. Все люди вокруг желают ему добра и здоровья. Ему уютно с людьми».

Такой же установкой можно пользоваться при других видах аллергии. Ситуация требует устранения неприятного физического воздействия.

Астма, бронхиальная астма

Эти недуги, как и некоторые другие болезни, связанные с возникновением дыхательной недостаточности, чаще случаются у деток, которые патологически сильно привязаны к своей маме. Их любовь буквально «удушающая». Еще один вариант — строгость родителей при воспитании сына или дочки. Если малышу с самого раннего возраста внушают, что плакать нельзя, громко смеяться неприлично, прыгать и бегать на улице — верх дурного тона, то ребенок растет, боясь выражать свои истинные потребности. Они его постепенно начинают «душить» изнутри. Новые установки: «Мой ребенок в безопасности, он любим сильно и безусловно. Он прекрасно может выражать свои эмоции, он искренне плачет и радуется». Обязательные меры — устранить педагогические «перегибы».

Болезнь может говорить о страхе ребенка высказать что-то, попросить о чем-то для него очень важном. Иногда дети боятся поднять голос в собственную защиту. Ангина более свойственна робким и нерешительным детям, тихим и застенчивым. Кстати, похожие глубинные причины могут крыться и у детей, страдающих ларингитом или ларинготрахеитом. Новые установки: «У моего ребенка есть право голоса. Он родился с этим правом. Он может открыто и смело сказать все, что думает! ». К стандартному лечению ангины или хронического тонзиллита обязательно стоит добавить ролевые сюжетные игры или посещение кабинета психолога, чтобы ребенок смог осознать свое право быть услышанным.

Бронхит, особенно хронический, очень нужен ребенку для того, чтобы примирить своих родителей или других родственников, с которыми он проживает совместно или разрядить накаленную обстановку в семье. Когда малыша душит кашель, взрослые автоматически замолкают (обратите внимание при случае — это действительно так! ). Новые установки: «Мой ребенок живет в гармонии и мире, ему нравится общаться со всеми, ему приятно слушать все вокруг, потому что он слышит только хорошее». Обязательные родительские действия — срочные меры по устранению конфликтов, причем убирать надо не только их «громкость», но и сам факт их существования.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  у ребенка болит живот и попа

Близорукость

Причины близорукости, как и большинства проблем со зрением, в нежелании что-то видеть. Причем нежелание это имеет осознанный и решительный характер. Близоруким может стать малыш в 3-4 года из-за того, что с рождения видит в своей семье что-то такое, что его пугает, заставляет закрывать глаза. Это могут быть сложные отношения родителей, физическое насилие и даже каждодневный приход к ребенку няни, которую он не любит (в этом случае у ребенка часто развивается параллельно и аллергия на что-нибудь).

В более старшем возрасте (в школьном и подростковом) диагностированная близорукость может говорить об отсутствии у ребенка целей, планов на будущее, нежелание видеть дальше сегодняшнего дня, страх перед ответственностью за принятые самостоятельно решения. Вообще, многие проблемы с органами зрения связаны с этими причинами (блефарит, конъюнктивит, при гневе — ячмень). Новая установка: «Мой ребенок четко видит свое будущее и себя в нем. Ему нравится этот красивый, интересный мир, он видит все его краски и детали». В младшем возрасте нужна коррекция отношений в семье, пересмотр круга общения чада. В подростковом ребенку требуется помощь в профориентации, общение и сотрудничество со взрослыми, выполнение их ответственных поручений.

Речь идет не о единичном поносе, а о проблеме, имеющей затяжной характер или поносе, повторяющемся с завидной частотой. Жидким стулом детям свойственно реагировать на сильный страх, на выраженное беспокойство. Понос — это бегство от чего-то, что не поддается детскому осмыслению. Это могут быть мистические переживания (страх Бабая, зомби) и вполне реальные страхи (боязнь темноты, пауков, тесных помещений и так далее). Нужно выявить причину страха и устранить ее. Если это не получается в домашних условиях, следует обязательно обратиться за помощью к психологу.

Новая установка: «Мой малыш никого не боится. Он смелый и сильный. Он живет в безопасном пространстве, где ему ничего не угрожает».

Склонность к запорам свойственна жадным детям, впрочем, и взрослым тоже. А также запоры могут говорить о нежелании ребенка расставаться с чем-либо. Иногда запоры начинают мучить ребенка именно в то время, когда он переживает серьезные жизненные перемены — переезд, перевод в новую школу или садик. Ребенок не хочет расставаться со старыми друзьями, со старой квартирой, где ему все понятно и привычно. Начинаются проблемы со стулом. Запоры у грудничка могут быть связаны с его подсознательной тягой вернуться обратно — в привычную и защищенную среду материнской утробы.

Новая лечебная установка: «Мой ребенок легко расстается со всем, что ему уже не нужно. Он готов к восприятию всего нового». На практике требуется доверительное общение, частое обсуждение достоинств нового садика или новой квартиры.

Достаточно часто начинает заикаться ребенок, который не чувствует себя в безопасности на протяжении достаточно долгого времени. А еще этот речевой дефект свойственен деткам, которым строго запрещают плакать. Дети-заики в глубине души сильно страдают от невозможности самовыражаться. Следует понимать, что эта возможность пропала раньше, чем нормальная речь, и во многом ее исчезновение стало причиной возникновения проблемы.

Новая установка: «Мой ребенок имеет огромные возможности показать миру свои таланты. Он не боится выражать свои чувства». На практике заике хорошо заняться творчеством, рисованием и музыкой, но лучше всего — пением. Категорические запреты плакать — путь к болезням и проблемам.

Затяжной ринит может говорить о том, что у ребенка заниженная самооценка, о том, что он остро нуждается в понимании своей истинной ценности в этом мире, в признании его способностей и заслуг. Если ребенку кажется, что мир его не понимает и не оценивает по достоинству и это состояние затягивается, может быть диагностирован гайморит. Лечебная установка: «Мой ребенок — самый лучший. Он счастливый и очень любимый. Он просто необходим мне». Дополнительно нужно поработать с оценкой ребенком самого себя, чаще хвалить его, поощрять.

Как и любые другие заболевания органов слуха, отит могут вызвать негативные слова, ругань, мат, который ребенок вынужден слушать от взрослых. Не желая слушать чего-то, ребенок сознательно ограничивает способности своего слуха. Более сложен механизм развития сенсоневральной тугоухости и глухоты. В случае таких проблем ребенок категорически отказывается прислушиваться к кому-то или чему-то, что сильно ранит его, оскорбляет, унижает его достоинство. У подростков проблемы со слухом связаны с нежеланием слушать родительские наставления. Лечебные установки: «Мой ребенок послушен. Он хорошо слышит, ему нравится прислушиваться и слышать каждую деталь этого мира».

На деле нужно снизить избыточный родительский контроль, говорить с ребенком на приятные и интересные для него темы, избавиться от привычки «читать морали».

Повышенная температура, лихорадка

Беспричинная лихорадка, повышенная температура, которая держится без видимых на то причин при нормальных анализах, может говорить о внутреннем гневе, который накопился у ребенка. Злиться чадо может в любом возрасте и невозможность высказать злобу выходит наружу в виде жара. Чем младше ребенок, чем труднее ему выражать свои чувства словами, тем выше у него бывает температура. Новые установки: «Мой ребенок позитивен, он не злится, он умеет отпускать негатив, не копит его и не таит зла на людей». На деле следует настроить ребенка на что-то хорошее. Внимание малыша нужно переключить на красивую игрушку с добрыми глазами. С ребенком большим обязательно нужно пообщаться и выяснить, какие конфликтные ситуации у него недавно были, на кого он держит зло. После проговаривания проблемы чаду станет значительно легче, и температура начнет снижаться.

Пиелонефрит

Это заболевание достаточно часто развивается у детей, которые вынуждены заниматься не «своим» делом. Мама хочет, чтобы сын стал хоккеистом, поэтому ребенок вынужден посещать спортивную секцию, в то время как самому ему ближе игра на гитаре или рисование пейзажей восковыми мелками. Такой ребенок с подавленными эмоциями и желаниями — оптимальный кандидат на роль пациента врача-нефролога. Новая установка: «Мой ребенок занимается любимым и интересным делом, он талантлив и у него большое будущее». На практике нужно позволить ребенку самому выбрать себе дело по душе и если хоккей давно не в радость, нужно без сожалений расставаться с секцией и идти в музыкальную школу, куда он так рвется.

Основной причиной этого неприятного ночного явления чаще всего выступает страх и даже ужас. Причем наиболее часто, по утверждениям экспертов в области психосоматики, у ребенка чувство страха каким-то образом связано с отцом — с его личностью, поведением, воспитательными методами папы, его отношением к ребенку и его матери. Новые установки: «Ребенок здоров и ничего не боится. Его папа любит и уважает его, желает ему добра». На деле порой требуется достаточно емкая психологическая работа с родителями.

Рвота, цистит, пневмония, эпилепсия, частые ОРВИ, стоматит, сахарный диабет, псориаз и даже вши – каждый диагноз имеет свою психосоматическую причину. Главное правило психосоматики – не подменять традиционную медицину. Поэтому поисками причин и устранением их на психологическом и более глубинном уровне следует заниматься параллельно с назначенным лечением. Так, вероятность выздоровления существенно вырастает, а риск рецидива заметно снижается, ведь найденная и решенная правильно психологическая проблема — это минус одна болезнь.

Все о психосоматических причинах детских болезней смотрите в следующем видео.


Источник: http://www.o-krohe.ru/bolezni-rebenka/psihosomatika/

Экология здоровья: Детская психосоматика- это весь спектр переживаний ребенка которые он в силу возраста не может выразить и проявляется именно в частых болезнях и капризах.Однако во всем можно разобраться и устранить источник проблемы. Доверяйте своему ребенку, слушайте и прислушивайтесь к нему!

Детская психосоматика — это весь спектр переживаний ребенка которые он в силу возраста не может выразить и проявляется именно в частых болезнях и капризах.Однако во всем можно разобраться и устранить источник проблемы. Доверяйте своему ребенку, слушайте и прислушивайтесь к нему!

Не для кого не секрет что детки болеют. Но чаще и интенсивнее всего это начинается в период адаптации в саду. Да конечно существуют факторы — много детей, взрослых, другая среда, микробы….

Но большинство родителей еще до сада начинают водить детей в детские развивающие клубы, магазины, гуляют до дворах, давая возможность ребенку общаться со сверстниками… но, именно когда они остаются БЕЗ НАС — начинают ходить в детский сад, школу, в новый коллектив — они болеют намного активнее! И порой, по не совсем понятным для нас причинам.

Большинство родителей сразу начинают лечить детей, давать таблетки, микстуры, сиропы, бегать по врачам( ведь действительно имеют место вирусы и микробы). На самом деле в ряде случаев необходимо обратить пристальное внимание на отношения в семье, способы общения ребенка со сверстниками и детским коллективом – детская психосоматика является причиной многих физиологических недугов. Малыш подсознательно запускает механизмы, приводящие к возникновению заболеваний. Более того, он хорошо усвоил, что во время болезни мама всегда рядом с ним, жалеет и ласкает, поэтому использует эту схему каждый раз, как только начинает чувствовать себя одиноким.

Психосоматические причины детских заболеваний

Часто ребенок болеет из-за недостатка внимания, гиперопеки или неблагоприятной атмосферы в семье – вот основные психосоматические источники детских хворей.

Источник: http://econet.ru/articles/141773-psihosomatika-neochevidnye-prichiny-detskih-zabolevaniy

Что такое психосоматика, на что влияет?

Эксперты считают, что многие заболевания у детей появляются из-за психосоматики, то есть, когда психологические трудности ребёнка и отсутствие взаимопонимания между ним и родителями приводят к физическим недугам. Любые душевные травмы, подавленный гнев, обида и страх, неразрешённые конфликты могут стать причиной заболеваний.

В среднем 40-60% заболеваний у детей можно отнести к психосоматическим. Чаще всего это кожные заболевания, проблемы сердца, астма, труднообъяснимая боль в животе и так далее. Однако, несмотря на такую распространённость, врачи редко назначают детям лечение у специалиста по психосоматике.

В большинстве случаев родители обращаются к психоаналитеческим терапевтам с проблемами поведения у ребёнка. Тем не менее, вместе с замкнутостью, повышенной импульсивностью и проблемами с успеваемостью обнаруживаются и физические симптомы:

Содержание статьи:

Общение без слов

Невербальное общение очень важно, особенно на первых этапах жизни ребёнка, когда он общается с родителями с помощью тела. Пока ребёнок ещё не способен выражать свои мысли, его психика «высказывается» через жесты, крик, рвоту или высыпания на коже.

Мать понимает смысл таких сигналов и умеет вовремя на них реагировать. Она понимает, когда ребёнок плачет из-за жажды или голода, из-за того, что хочет спать или ощутить родительскую ласку. Но бывает так, что женщина испытывает стресс, усталость и не способна быть такой чуткой к сигналам своего ребёнка.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  боли в животе у ребенка справа

Например, видя, что ребёнок плачет, она даёт ему грудь. Ребёнок не голоден и отворачивается от матери, из-за чего она сердится, потому что не может понять, чего хочет её чадо. Так появляется недопонимание. Конечно, после таких эпизодов здоровая коммуникация ребёнка и матери ещё успеет наладиться. Однако, если, моменты потерянного взаимопонимания будут повторяться регулярно, это вызовет проблемы.

Чем это взаимонепонимание будет серьёзнее, тем масштабнее будут сигналы тела ребёнка. Например, дети часто заболевают после того, как начинают ходить в детский сад. Постоянные простуды и кожные высыпания могут значить «Я не хочу ходить в детский сад, мне там не нравится». Ребёнок может не решаться сказать это напрямую и выражать эмоции через своё тело.

Смысл «сигналов»

Ребёнок учится распознавать и выражать свои желания и чувства у родителей. Они устанавливают для ребёнка пространство для переживаний и помогают ему самостоятельно их определять и выражать. Поэтому, ребёнок, которого родители по какой-то причине этому не научили, будет способен выражать свои чувства и желания только лишь через тело, то есть через различные заболевания.

  • — Так, экзема у ребёнка может сигнализировать о желании перемен.
  • — Астения может возникать, когда ребёнка покинула мать, и он страдает от недостатка её тепла.
  • — Из-за разрыва связи с матерью у ребёнка могут также развиться регулярные боли в животе.
  • — В результате эмоционального перенапряжения от сильной влюблённости могут возникнуть эпилептические припадки.
  • — Язва желудка может означать чрезмерную мнительность и психологическое «самоедство» ребёнка, вызванное специфическим воспитанием.
  • — Постоянный насморк может быть вызван переутомлением или конфликтами с окружением.
  • — Неконтролируемые приступы рвоты часто являются следствием психологического давления на ребёнка.

Все эти недуги могут предвещать травмирующие ситуации, а могут выступать в качестве реакции на раздражитель. Например, ребёнка начинает тошнить перед походом в школу, где его постоянно унижают. Или же наоборот, после нервного перенапряжения на занятиях, у ребёнка появились кожные высыпания.

Анализ вытесненного

Психосоматические заболевания могут быть у каждого второго взрослого. Как правило, они возникают как реакция на острые переживания от потери близкого человека или другого эмоционального потрясения. Боль настолько сильна и опасна для психики, что она вытесняется из эмоционального уровня в тело.

Как бы то ни было, не все заболевания у детей психосоматические. Однако если лечение затягивается или не даёт результатов вообще, стоит обратить особое внимание на эмоциональное состояние ребёнка. Так станет возможным добраться до корня проблемы и устранить недуг.

Психологическая сторона лечения должна гармонично дополняться лечением физических проявлений болезни. Если ребёнок болен, он должен принимать лекарства, назначенные специалистом и попутно с помощью родителей устранять психологические проблемы.

В тяжёлых случаях, когда ребёнок развил механизм выражения своих переживаний только через симптомы болезней, лечение может занимать долгое время, от двух до трёх лет. Когда целостность физических ощущений и их словесного выражения будет восстановлена, лечение прекращать не стоит. Симптомы исчезнут, но болезнь может проявить себя совсем по-иному. Так, регулярные высыпания герпеса могут прекратиться, но со временем, психика может использовать другой способ вытеснения негативных ощущений в тело.

Для эффективного лечения болезней всегда стоит обращать внимания на психологическое состояние ребёнка. Если врачи и психологи будут работать с психосоматикой комплексно, учитывая эмоциональное прошлое ребёнка и его отношения с родителями и окружением, здоровых и счастливых детей будет намного больше.

Источник: http://love-mother.ru/stati/roditelyam/zdorove-detej-kak-rabotaet-psihosomatika-u-detej/

Боль в животе у ребенка может иметь и психосоматический характер. Как это определить?

Часто мы слышим от наших детей, что они не будут есть гречку, мясо, не любят яйца, кашу, суп. Многие родители сталкивались с детскими запорами и рвотами, или того хуже – гастритами, панкреатитами, дискинезиями желчевыводящих путей. Дальше — хуже: ожирения, анорексии, булимии… Все эти нарушения функционирования одной из важнейших систем в организме ребенка – пищеварительной, влекут за срывы в работе эндокринной, репродуктивной и остальных систем, необходимых для здорового роста. И если походы к гастроэнтерологу не приносят результата, быть может, ребенку (да и родителям) требуется совершенно другой специалист – психотерапевт.

Боли «от горя»

Нередко случается так, что больного ребенка кладут в стационар. Там ему становится лучше, его выписывают, но спустя некоторое время жизни дома «вылеченное» заболевание вновь обостряется. Такие дети могут бесконечно лежать в гастроэнтерологии – до тех пор, пока родители не отведут чадо к психиатру. Современная психиатрия знает тысячи случаев, когда после одной консультации такого специалиста у детей рубцевались язвы и проходили гастриты.

Мысль о влиянии души на тело была распространена еще в греческой философии и медицине. А в XIX веке врач-психиатр из Лейпцигского университета профессор Хейнрот предложил медицинской общественности термин «психосоматика». Он подразумевал под ним влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний. Правда, высокоморальная немецкая психиатрия того времени полагала, что источником душевной болезни является исключительно грехопадение и безнравственность.

Спустя сто лет Зигмунд Фрейд, открыв психоанализ, значительно углубил понимание человеческой психики и ее влияния на физическую жизнь человека. И хотя у Фрейда тут же появились оппоненты, с ключевой идеей о связи психики и соматики (телесности) никто не спорил. Во второй половине XX века психотерапия стала отдельным, самостоятельно существующим направлением медицины. Любопытно, что такие распространенные сегодня заболевания, как астма и аллергия, еще сто лет назад классифицировались исключительно как «истерические» и «психосоматические». В некоторой мере это действительно так: врач-психотерапевт высшей категории Ирина Ширяева (медицинский центр «Авиценна», Новосибирск) объясняет, что организм маленького человека очень чутко реагирует на стрессовую ситуацию: в случае, когда психика не справляется, страдает тело, причем та система организма, которая наиболее у ребенка ослаблена. У кого-то проявляются кожные высыпания, кто-то реагирует температурным скачком, но наиболее часто страдает желудочно-кишечный тракт.

Откуда у ребенка стресс?

Психологическая природа соматического заболевания у ребенка сперва кажется родителям маловероятной: откуда у ребенка стресс? А вот стресс-то у ребенка как раз случается в разы чаще, чем у взрослого человека. И переживается порой глубже. Внешняя же реакция выглядит совсем не так, как у взрослых. Ирина Ширяева говорит, что депрессивные состояния у детей часто проявляются агрессией, возбужденными состояниями, нарушениями сна, отказом от учебы, отказом от еды, болями в животе, привычными рвотами и многими другими… телесными проявлениями.

Читайте также:
Температура у ребенка

Психотерапевт Раиса Зотова («Центр практической психологии», Новосибирск) в одной из своих работ делает вывод, что практически у всех детей с психосоматическими нарушениями выявляются депрессивные расстройства невротического уровня различной степени интенсивности (от субдепрессии до выраженной депрессии). Ребенок любого возраста отреагирует стрессовым состоянием на утрату значимого для него лица (например, болезнь или смерть наиболее близкого человека) и серьезные перемены в привычной жизни (отлучение от груди, адаптация к детскому саду, школе, первая неудача в любви).

Для ребенка до года очень важен контакт с мамой, и если мать переживает послеродовую депрессию и холодна к ребенку, он может отказаться от груди. Кроме того, такие маленькие дети часто реагируют на… сверление стен. Хронические ремонты, говорит Ирина Ширяева, противопоказаны, когда дома маленький ребенок. Дети школьного возраста остро переживают школьные неудачи: связаны ли они с учебой или с общением между сверстниками, либо это конфликт с учителем. Иногда так называемый школьный невроз проявляется рвотой при посещении учебного заведения. Таким образом, детский организм на уровне соматики фиксирует протест и нежелание идти в школу.

Стрессовой ситуацией для детей любого возраста, безусловно, является и ситуация родительских конфликтов. Такая психологическая обстановка в семье сказывается негативно на психическом и физическом самочувствии ребенка. Но как бы то ни было, понять истинную причину того или иного заболевания ребенка не так-то просто – далеко не всегда она именно психологическая. Родители должны быть очень внимательны к младшим членам семьи.

Чем ребенок может заболеть от стресса?

Психологические причины имеет масса заболеваний, что же касается пищеварительной системы, то угадать, как проявится та или иная реакция на стресс, невозможно. Отказ от еды, плохой аппетит, рвота, тошнота, боли, срыгивания – все это может стать симптомом психосоматического заболевания.

Психологическую причину могут иметь гастрит, язва, панкреатит, дискинезии, колиты и прочие заболевания ЖКТ. Но эти же болезни могут быть диагностированы и у психически здорового ребенка! Избирательное питание, которое многие родители считают всего лишь индивидуальной особенностью ребенка, может оказаться тревожным звоночком, в то время как ожирение, которое часто считают следствием низкой самооценки, – вызвано всего лишь вредными пищевыми привычками семьи. Словом, если у вашего чада постоянно возникают те или иные нарушения в работе пищеварительной системы, то в первую очередь следует обратиться, разумеется, к педиатру и гастроэнтерологу. Но третьим специалистом может (и должен) стать детский психотерапевт.

Но существует одно заболевание, которое в 99% случаев имеет психологические причины. Это – нервная анорексия. Встречается она чаще всего у белокожих девочек и в последние годы стремительно молодеет: к психотерапевтам приводят пациенток десяти и даже девяти лет от роду. Опасна анорексия тем, что сильно похудевшая и уже истощенная девушка не понимает своего истощения. Ирина Ширяева говорит, что когда анорексичные девочки рисуют проективные рисунки, в которых должны передать собственный образ, то изображают себя толстыми. А поправившись на 300 граммов, доходят до истерики. Нервная анорексия – это не гастроэнтерологическое, а тяжелое психическое расстройство, часто приводящее к летальным исходам, и практически никогда не излечиваемое полностью.

Очень часто анорексия у детей возникает в семьях с тяжелой психологической атмосферой, где родители, погрязшие в собственных проблемах, невнимательны к ребенку. А тем временем первые признаки заболевания заметить легко: отказ от калорийных, а затем белковых продуктов, сопровождающийся жалобами на боли и тошноту. Девушки, больные анорексией, как правило, очень энергичны, хорошо учатся, трепетно относятся к своим достижениям, следят за своим внешним видом и… страдают.

Что делать родителям?

Как показывает опыт психотерапевтов, в первую очередь нужно чутко следить за психологической атмосферой дома. Как говорится, лучше счастливый и довольный ребенок, чем идеальный порядок в квартире. Но не менее важен счастливый и довольный родитель. Депрессия чаще всего входит в жизнь как большого, так и маленького человека постепенно и незаметно. Не всегда психологические сигналы бедствия, которые подает ребенок, замечают прежде, чем заболевание проявится на физическом уровне. Внимание к настроению и самочувствию своего чада – неотъемлемая часть нормального общения детей и родителей.

Источник: http://apteka.ru/info/articles/zdorovyy-rebenok/bol-v-zhivote-u-rebenka/

Ссылка на основную публикацию